Rose debug info
---------------

Краудфандер

Приемы запуска краудфандинговых проектов

Принцип социального доказательства

Роберт Чалдини в книге «Психология влияния» писал про принцип социального доказательства. Суть такая — мы определяем, что является правильным, когда выясняем, что считают правильным другие люди. И поэтому чем больше людей считают идею верной, тем более верной эта идея будет казаться для нас.

В общем, если что-то делает масса людей, то мы скорее будем считать это правильным.

Например, маркетологи пишут, что продукт уже купили много клиентов. Или владельцы заведений создают длинные очереди, чтобы произвести видимость своей престижности.

Как применять принцип социального доказательства в крауд-проекте?

Задача — показать, что ваш проект поддерживают многие. Для этого можно публиковать в соцсетях или новостях проекта количество спонсоров, которые к вам присоединились и поблагодарить их за участие. Например, «Наша кампания длится уже 2 недели. Больше 60 человек поверили в нас и поддержали проект. Благодаря вам мы собрали чуть больше 30% и продолжаем двигаться к цели. Спасибо за то, что участвуете в издании книги…».

Можно сделать пост с самым популярным вознаграждением и написать сколько человек его заказало — «Уже 97 спонсоров сделали предзаказ этого журнала. Сейчас это наше самое популярное вознаграждение. Успейте заказать по ссылке, осталось всего 3 штуки».

Ещё один момент — это фактор сходства, суть которого в том, что нам нравятся люди, похожие на нас. Принцип социального доказательства действует сильнее, когда мы наблюдаем за действиями похожих на нас людей. Поэтому мы скорее будем следовать примеру похожего на нас человека, чем непохожего.

Причем не особо важно, о каком сходстве идет речь — о сходстве мнений, качеств личности, происхождения или стиля жизни.

Чалдини привел в пример кампанию по сбору средств в студенческом городке. Пожертвования в благотворительный фонд возрастали более чем в два раза, когда сборщик утверждал, что он похож на потенциальных дарителей — говорил «Я тоже студент этого университета» и давал понять, что они должны стремиться к единой цели.

В крауд-проекте тоже стоит использовать фактор сходства. То есть показывать, что вы похожи на целевую аудиторию проекта. Для этого можно подробнее рассказать о себе в описании проекта: кто вы, где живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы, хобби, где работаете, где учились.

Например, «Привет, меня зовут Анастасия. Я живу в Ярославле и занимаюсь просвещением в фонде „Экодвиж“: провожу курсы, вебинары, лекции на тему экологии, раздельного сбора мусора и экологичного потребления. Я училась в МГУ на эколога. Мне всегда была интересна экология, бережное отношение к окружающей среде и решение экологических проблем. Я стремлюсь снижать углеродный след и пропагандирую зеленый образ жизни среди друзей и знакомых, но заметила, что трудно разобраться во всем этом самостоятельно. Поэтому я решила запустить этот проект, в котором…».

Новый дом для Сельского театра в Фомихе: продвижение и завершение

Это завершение рассказа о проекте «Новый дом для Сельского театра в Фомихе». В предыдущей части рассказал об идее, о том, как готовились и запустили проект. Здесь расскажу о том, как продвигали, что сработало лучше, а что хуже.

Как продвигали

Как уже говорил в прошлой части, я не занимался продвижением проекта почти месяц, потому что мы долго обсуждали все вознаграждения после запуска. А продвигать проект с тремя дорогими лотами, которые добавили при старте, я посчитал неправильным.

Пока обсуждали вознаграждения, режиссер театра договорился о сюжете на «ГТРК Владимир», статье в театральном журнале и статье в медиа о г. Владимир.

На этапе подготовки я собрал базу информационных партнеров из ресурсов в соцсетях и онлайн изданий, к которым можно обратиться за поддержкой. Когда составлял базу партнеров, я опирался на целевую аудиторию проекта. То есть это люди, которые ходят в театр, следят за театральной и культурной жизнью, могут жить во Владимирской области или просто хотят помочь реализовать проект. Эта аудитория читает сообщества в соцсетях про Суздаль и Владимир, театральные блоги, аккаунты театральных проектов и мастерских, следит за онлайн изданиями про театр, культуру и современное искусство.

Для поиска блогеров и пабликов я использовал обычный поиск в соцсетях или искал подборки блогеров про театр. Чтобы найти телеграм каналы я использовал tgstat.ru. Онлайн издания я просто гуглил, использовал similarweb.com и Яндекс.Новости для поиска похожих медиа.

Я решил начать с локальной аудитории и постепенно выходить на более широкую. Начал продвижение с локальных СМИ, сообществ и блогеров, которые рассказывают о событиях во Владимире, Суздале и области. Каждый день писал блогерам и пабликам и договаривался о публикациях постов или сторис.

Вcе онлайн издания, которые подобрал, я разделил на 4 категории: локальные, театральные, культурные и общественные. Отправлять пресс-релизы начал с локальных СМИ и дальше писал изданиям про театр, культуру и общественные проекты.

От локальных владимирских ресурсов я двигался к более широкой аудитории. Договаривался с театральными пабликами, блогерами, театральными мастерскими и каналами в Телеграме про театр. О проекте рассказывали фотографы-путешественники по России.

Мы заранее написали пресс-релизы и собрали в отдельную папку фотографии для размещения у блогеров и в сообществах. Чтобы блогерам было проще рассказать о нашем проекте, я сделал макеты сторис и написал пример поста.

В процессе продвижения театральная команда делала посты в соцсетях и рассказывала про публикации в медиа о проекте, про новые вознаграждения, про село, в котором находится театр, делала репосты упоминаний проекта, искала волонтеров для восстановления театра и добавила пару новостей в проект.

Результаты

Изначально я собрал 192 ресурса, которые могли рассказать о проекте. Но этих ресурсов оказалось недостаточно и я искал новых информационных партнеров уже в процессе крауд-проекта. В итоге я попросил поддержать проект 428 возможных партнеров: блогеров, паблики и онлайн издания. Все, кто согласился рассказать о проекте, сделали это бесплатно. Мы заплатили только за одну публикацию поста в паблике про театр.

Если посчитать все посты и сторис о крауд-проекте, которые я смог отследить, то вышло больше 50 публикаций. Среди больших изданий о проекте рассказали в Strelka Mag, в подборке Seasons Project и в сюжете на Дожде.

В результате крауд-кампании проект собрал 236 550 руб. из 350 000 руб. необходимых. Это 67% от заявленной суммы. Проект можно считать успешным.

Выводы

  1. Лучше всего работали прямые обращения к блогерам и пабликам. На пресс-релизы ответила только пара изданий.
  2. Сначала нужно четко определить целевую аудиторию проекта. И уже с учетом ЦА подбирать ресурсы для рассказа о проекте.
  3. Лучше заранее прописать все рекламные посты, сделать макеты для сторис и собрать в отдельную папку все фотографии для размещения.
  4. Как можно больше внимания нужно уделить подготовке проекта до запуска: обсудить все вознаграждения, продумать инфоповоды, собрать базу ресурсов для продвижения и составить медиаплан со всеми активностями, которые будут в процессе крауд-кампании.
  5. Мне кажется, мы недостаточно рассказывали о проекте. Стоило делать больше публикаций в соцсетях и новостей на странице крауд-кампании, чтобы повысить активность и поддерживать интерес аудитории.

Новый дом для Сельского театра в Фомихе: идея, подготовка и запуск

С января по июнь 2021 г. я продюсировал проект по восстановлению дома для сельского театра. В этой части расскажу про идею проекта, подготовку и запуск.

Идея проекта

Летом 2020 г. театральная команда «Эскизы в пространстве» купила деревенский дом в селе Фомиха, в 30 минутах на машине от Суздаля. Дом назвали «Сельский театр драмы и комедии в Фомихе».

Команда театра поставила первую премьеру «По грибы» — однодневный театральный трип с прогулкой по лесу и погружением в сельские реалии. Уже шла подготовка к открытию нового сезона, но в январе 2021 года дом сгорел.

Чтобы сохранить аутентичность села, команда решила перевезти старый деревенский дом, а не строить новый. Для перевозки и установки дома с новым фундаментом нужно 350 тысяч рублей.

Проект подходил для запуска на крауд-площадке по нескольким причинам:

  1. Это общественная инициатива, которая решает локальную проблему — в селе нет культурного досуга. Постановки вовлекают жителей села и соседних сел, зрители приезжают из Суздаля, Владимира и Владимирской области. Театр развивает село, налаживает связи с городом. Постановки привлекают зрителей из других городов → развивается туризм, театральная индустрия и инфраструктура. Плюс команда проекта планирует в будущем решать другие проблемы села.
  2. Проект решает проблему, которая может волновать творческое, локальное сообщество и просто неравнодушных людей.
  3. С помощью крауд-проекта можно решить две задачи:
  • • собрать деньги на установку дома;
  • • прорекламировать сельский театр и привлечь партнеров.

Подготовка

Моя задача — подготовить проект к запуску и заниматься его продвижением.

Я связался с автором проекта и мы обсудили два момента:

  1. Обговорили сумму сборов и время запуска. На подготовку проекта было мало времени, потому что команда хотела успеть собрать сумму к открытию сезона.
  2. Я помогаю с продвижением проекта: составляю базу информационных партнеров, которые могут рассказать о проекте, пишу пресс-релизы для СМИ, продумываю вознаграждения, ищу и договариваюсь с партнерами, модерирую проект в целом.

Я начал работать над проектом 20 января, а через две недели сбор уже был запущен.

Идеальная подготовка проекта была бы такой: сначала составляю документ «Позиционирование проекта», в котором прописываю целевую аудиторию, к какому сообществу её можно отнести, мотивацию аудитории и каналы распространения. Затем ищу сообщества в соцсетях, блогеров, СМИ, которые могут рассказать о проекте, продумываю вознаграждения, ищу возможных партнеров и составляю медиаплан, где прописываю все активности по продвижению кампании.

В реальности я успел составить только позиционирование проекта и базу информационных партнеров. Уже после запуска мы обсуждали вознаграждения, я искал и договаривался с партнерами, продумывал инфоповоды и составлял медиаплан.

База информационных партнеров состоит из семи частей: Инстаграм, Телеграм, Онлайн издания, ВКонтакте, Facebook, Яндекс.Дзен и Коллаборации. Для каждой категории я ищу сообщества, блогеров и издания, которые могут рассказать о проекте. В раздел «Коллаборации» я добавляю активные крауд-проекты, с которыми можно сотрудничать. В итоге получилось 192 ресурса, к которым можно обратиться за информационной поддержкой.

Запуск

Крауд-проект стартовал 3 февраля. Команда проекта оформила описание проекта и смонтировала видео.

В качестве вознаграждений добавили 3 лота: «Косоворотка Мира», «Билет на любой спектакль» и «Сельская вечеринка». Ошибкой было то, что не добавили лоты на сумму до 2 000 руб. Средний чек на Planeta около 1 300 руб., а разброс цен у вознаграждений был 2 000, 3 500 и 50 000 руб.

Вознаграждения, которые добавили при старте

Старт крауд-проекта анонсировали в группе ВК Сельского театра и «Эскизы в пространстве».

Остальные вознаграждения на меньшие суммы мы обсуждали уже после запуска и окончательно добавили ещё два лота только 12 марта.
Итоговая сетка вознаграждений выглядит так:

Окончательный список вознаграждений

Пока обсуждали и согласовывали вознаграждения я не занимался продвижением, потому что посчитал неправильным продвигать проект только с тремя дорогими лотами.

Итог — месяц проект почти не продвигался. Вышла только пара статей в местных СМИ и один новостной сюжет.
Вывод — заниматься обсуждением и всеми согласованиями нужно ещё на этапе подготовки, а не после запуска.

Следующая часть — Продвижение и завершение